Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Культ бога Ра

Культ бога Ра

Культ бога Ра

Нет бога без культа. Ра поклоняются каждый день} не только в святилищах, но и в деревнях. Ведь солнце - это верный спутник каждого египтянина.

Но Ра не единственный бог. Он должен считаться с другими божествами, другими святилищами... Политеизму свойственна борьба за власть.Ра (или Ре по другой транскрипции) -это Солнце. Этот бог, культ которого очень рано распространился по всему Египту, был помещен решением фараонов V династии во главу официального пантеона. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить».Но Ра столкнулся с противниками его культа, которые заставляли народ принять других богов. Когда город Фивы стал столицей Среднего Царства, значение бога Амона возросло. Так, при фараонах Рамсесах земли святилищ Ра составляли всего лишь шестую часть земель Амона! Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. Любой бог, стремившийся добиться признания (вернее, которого хотели навязать фараоны и жрецы), в какой-то момент неизбежно начинал ассоциироваться с солнечным обликом Ра. Так боги Амон, Хну и Монту стали его ипостасями (Амон-Ра, Хну-Ра и Монту-Ра).

В эпоху XVIII династии (1550-1295 годы до н.э.) фараон Аменхотеп III воспротивился могуществу Амона и назвал свой дворец «Домом Неб-Маат-Ре и сияющего диска». Это имя свидетельствует о том, что фараон предпочитал Ра. В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Стоит отметить, что культ Атона-солнца унаследовал многие черты от прежней религии, почитавшей Ра. Аменхотеп IV даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось недолго. Преемник Эхнатона, Тутанха-тон («Живое подобие Атона») вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Однако поклоняться Ра не перестали... Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога -два лика одной великой «божественной души».


Абу-Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны V династии (от Усеркафа до Ниу-
серры, с 2500 по 2420 год н.э.) возвели в честь бога Солнца. Крупнейший из них был построен по велению Ниусерры. Ориентированный с востока на запад комплекс включает нижний храм, расположенный на уровне канала, соединяющегося с Нилом. Оттуда крутая дорога поднимается к верхнему святилищу. Оно представляет собой большой двор, в дальнем конце которого возвышается каменный обелиск (не монолитный, а состоящий из нескольких блоков), символ Солнечного бога.
Перед ним стоит ритуальный алтарь. Это святилище богато украшено расписными барельефами. На них изображены окрестные места в сезон хет (разливов) и тему (жатвы). Это очевидный намек на живительную силу солнца. К югу от святилища фараон Ниусерра приказал построить огромную каменную лодку длиной около 30 метров, которая символизирует путешествие Ра по небосклону.

Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе V династии (приблизительно 2500 год до Н.Э.).Гелиополь - древнегреческое название (от «гелиос» - «солнце») столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В период Нового царства (расцвет Египта) в Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Духовенство Гелиополя было «очень сведущим в сфере божественного» и этим снискало уважение египтян.В Абу-Симбеле в склоне горы был высечен храм Рамесису Мериамон -Рамсеса II (1290-1123). Вход внутрь ориентирован таким образом, что два раза в год лучи рассветного солнца, преодолев четыре зала, освещают четыре огромные статуи: Птаха, Амона-Ра, фараона и Ра-Харахте.Богу Ра воздавали почести и в других святилищах, например в Хмуне (греч. Гермополис), Нехене (греч. Иераконполис), Дендере, Эдфу и Карнаке. А фараон Хефрен (правивший в конце XXVII-начале XXVI века до н. э.) закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бога Ра.

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри-Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя». С него все начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра-Хорахти. Хотя он и напоми- А нает Гора (с головой сокола), это, Л тем не менее, одна из форм Ра. Я Он - властитель неба, которое Ш пересекает. Ра-Хорахти хранит Ш души Востока, те, что должны В пробудиться для новой жизни.  Достигнув вечера, стареющий Я Атум-Ра принимает иногда Я облик человека с головой овна, ж Он держит скипетр уас и крест Я анкх. Он может быть изображен 1 и в виде кота. Хепри, Хорахти и Атум могут почитаться больше или меньше, в зависимости от сложившихся традиций. Но, поклоняясь одному из этих образов, египтяне всегда поклоняются именно Ра!

На древнеегипетском языке скарабей -хепрер. Изображение этого насекомого стало иероглифом для записи глагола хеперу который означает «создаваться, образовываться». Из-за созвучия этих слов скарабей стал ассоциироваться с понятием стихийного творения, которое Ра воплощает в облике Хепри, рассветного бога. Солнце, как и скарабеи, появляется из земли. Именно поэтому восходящее солнце называют «хепри-хепер-эмта» («Хепри, возникший из земли»). Скарабеи символизируют цикличность жизни; в виде них часто изготавливаются амулеты. Фараон Аменхотеп III (XVIII династия), глубоко почитавший Ра, приказал установить огромного каменного скарабея у священного озера Карнак.Феникс, почитаемый в Гелиополе как символ солнца, был уподоблен бенну (древнеегип. «тот, кто поднимается») - цапле. Именно полет сближает цаплю с Ра. В Гелиополе этой птице поклонялись, как душе бога. Поэтому Ра иногда принимает облик человека с головой цапли. Ихневмон (мангуст) - маленький зверек, охотящийся на рептилий.Особая страсть ихневмона к охоте на змей сделала его в глазах египтян врагом Апопа, огромного змея, символа тьмы, напавшего на Ра во время его ночного путешествия.
 

Другие боги: