Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Культ Осириса

Культ Осириса



Как это часто случается в древних верованиях, образ Осириса появился в результате слияния культов местных божеств. Исследователи полагают, что одним из них был Анджети из Бусириса, а другим - Хентаментиу из Абидоса. Именно в этих двух
городах Осириса почитали более всего.От Андженти, вероятно, происходит царская власть Осириса (которую он никогда не потеряет). А от второго божества он получил титул «владыки Запада», то есть повелителя мертвых. Осирису, как богу погребальных ритуалов и владыке загробного мира, единодушно поклонялись все египтяне. Воодушевление, с которым его прославляли, объясняется тем, что именно Осирис представлялся последним судией людей. Этот Ж новый бог-друг, несомненно, стоит щ двух старых, ведь именно с ним  предстоит встретиться на пороге новой жизни!

Фараоны всех династий, включая  самые первые, благосклонно относились к Абидосу, ведь он был городом  Хентаментиу, предшественника Осириса. Здесь хоронили представителей  I и II династии. К периоду правления V и VI династий Хентаментиу был постепенно отождествлен с Осирисом Нижнего Египта. Именно тогда культ приобрел впечатляющие масштабы. В эпоху Среднего царства Абидос стал очень популярным местом поклонения. Сюда приходили паломники со всего Египта, к тому же жрецы объявили, что в городе хранится голова бога. Многие египтяне стремились умилостивить Осириса, особенно при наступлении старости. Они возводили маленькие кирпичные  кенотафы (погребальные памятники) I и каменные стелы между храмом Осириса и традиционными некрополями. Первоначально этот храм был посвящен Хентаментиу, но со времен XII династии стал святилищем Осириса. Это древнее здание построено из кирпичей. Только обрамления оконных и дверных проемов были сделаны из камня. Это объясняет почти полное исчезновение руин святилища. Из-за веры в мистическое присутствие бога, многие фараоны возводили свои погребальные храмы в Абидосе. Первым из них стал храм Сесостриса III.

Исида зачала Гора, который родился уже после смерти Осириса и стал его наследником. Гор неустанно сражался против своего дяди Сета, чтобы восстановить свои права на престол. Но в их борьбу вмешался небесный суд, и боги приняли Гора в свой круг. По аналогии каждый царствующий фараон при жизни отождествляется с Гором. Умирая, он становится Осирисом.
Однако простые смертные обрели надежду на новую жизнь только в эпоху Среднего царства, как пишет египтолог Серж Сонерон (IFAO): «Накануне Среднего царства все умершие стали считаться Осирисами, и таким образом человечество, которое некогда могло участвовать в покорении небес только опосредованно, через усопшего владыку, воплощавшего смутный и безликий собирательный образ своего народа, получило возможность последовать за Осирисом в потусторонний мир, демократично открывшийся для всех».

Что значит быть Осирисом? Его жизненный путь и любовь супруги, Исиды, делают этого бога близким и понятным каждому египтянину. Открыв путь к новой жизни, Осирис даровал людям ключ к новому царству - загробному миру. Поэтому к Осирису обращаются во время различных этапов ритуала погребения: во время бальзамирования, обрядового открытия рта (который возвращает дыхание умершему), в ходе процессии и т. д. Все усопшие и забальзамированные фараоны изображают Осириса: они завернуты в белый саван, увенчаны короной атеф, держат в руках божественные символы власти. О новой роли фараона оповещают и росписи в их гробницах. Праздники и церемонии

Главные праздники культа Осириса отмечают в месяц хояк (октябрь -ноябрь), между спадом вод Нила и началом сева. Почва, удобренная принесенным во время паводков илом, скоро может быть засеяна. Эта земная символика возрождения, о котором мечтает весь род человеческий, основа обрядов поклонения Осирису. Празднества начинаются с публичных ритуалов, происходящих вне храма (закрытого для простых смертных). Бога выносят к людям в лодке нехмет, со статуей Упуаута. Этот бог-шакал, «открыватель путей», играет роль психопомпа (проводника душ). Он сопровождает усопших к могиле и помогает им возродиться. Победа Упуаута над злокозненными демонами - это победа и Осириса, который бьется с ряжеными на протяжении всего праздничного шествия.

Затем происходит «Большой выход», реалистичное и порой несколько жестокое представление, воссоздающее сражение между соратниками и врагами Осириса. Разумеется, бог выходит из схватки победителем и возвращается в свой храм, провожаемый ликующей толпой.Другие церемонии совершаются тайно, в храмах, вдали от толп, в кругу высокопоставленных жрецов и иногда в присутствии самого фараона. Их цель - обеспечить мистическое воскрешение Осириса.Как же проходил этот ритуал? Сначала в иле, принесенном от реки, рисовали образ Осириса. Пока он был еще влажным, его засевали зерном, которое поливали в последующие девять дней. Когда на поверхности появлялись всходы, этого «плодоносного Осириса» торжественно переносили в лодку, в сопровождении процессии с 365 факелами.

Лодка, проплыв по священным водам храмового озера, достигала острова, символизировавшего курган, где был погребен бог. Когда она причаливала, из нее выносили проросшего Осириса. Засохший прошлогодний образ убирали и на то же самое место клали зеленеющего бога.Таким образом замыкался годовой цикл обновления. Животворящие силы природы были восстановлены, и мог начаться новый цикл. Девять дней полива, ил, в котором прорастают зерна... Связь с вынашиванием и рождением новой жизни очевидна. Это жизнь Осириса в потустороннем мире! Не случайно египетского бога позднее отождествляли с древнегреческим Дионисом, богом виноделия, производительных сил природы, и При-апом, богом плодородия, полей и садов.

Жители Древнего Египта считали, что одного имени недостаточно для божественного существа, будь то фараон или бог. Так Осирис получил множество титулов.Он - владыка Запада: к западу от Нила начиналась пустыня, над которой каждый вечер садилось солнце. А закат - это очень символичный образ смерти. Египтяне верили, что на западе, под землей, находится загробный мир (дуат) и солнцу каждую ночь приходится его пересекать. Осирис, сумевший возродиться после смерти, был воспринят как повелитель этого мира, владыка Запада, проще говоря, царь мертвых!Он - «Владыка Маат»: слово маат означает «истина и справедливость». Эти добродетели воплощает богиня Маат.

Люди, жившие «по Маат», могли надеяться, что на последнем суде будут оправданы. Этот суд вершит сам Осирис, и когда сердце умершего (вместилище души) взвешивают, Маат предстает в образе гири на другой чаше весов. Если гиря-маат перевешивает, значит, груз ошибок не слишком велик. И тогда усопший обретает новую жизнь в царстве Осириса.Он - «Господин вечности». Это кажется естественным, ведь власть Осириса простирается над загробным миром. И вечность обещана каждому допущенному в него умершему. Достоин человек или нет - это, как мы уже рассказали, определяет суд Осириса.Он - «Существо Благое» (унефер). Это имя напоминает нам о просвещении, которое Осирис даровал первым людям. И о том, что именно он сделал первый плуг и научил людей земледелию и садоводству.

Другие боги: