Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Ардра одно из имен демона Тараки

Ардра  одно из имен демона Тараки

Эта накшатра представлена всего лишь одной звездой  яркой Бетельгейзе, бетой Ориона. Она занимает область с 6°40' по 20°00' знака Близнецов и находится под управлением Меркурия. Символ  голова человека. Нередко говорят, что Ардра напоминает драгоценный камень. Председательствует здесь Рудра, бог разрушения. Основной управитель  Раху, Северныйузел Луны. Первичная мотивация  кама (страсть или желание). Основное качество на первичном уровне  раджас (действие), на вторичном  тамас (инерция), на третичном  саттва (созерцание). Смысл названия шестой накшатры  «Зеленая», «Свежая», «Мягкая», «Влажная». Ардра также  одно из имен демона Тараки, с которым расправился Карттикея, что описано в главе о накшатре Криттике. Поэтому для лучшего понимания духовной сути этой накшатры следует внимательнее приглядеться к истории этого демона.



Прежде всего, нужно рассмотреть служение Тараки создателю Вселенной Браме, в обмен за которое Брама обещал наградить Тараку несокрушимой силой и которое требовало от демона всяческих лишений и немыслимой аскезы. Тарака не желал бессмертия. Он желал именно силы, да такой, чтобы «только дитя семи дней от роду могло победить меня». Он хорошо знал, чего просил, так как считал осуществление этого последнего условия невозможным. Как только усердие Тараки было вознаграждено, он, пользуясь своей новоявленной силой, начал притеснять богов. Эпитет «ардра» соответствует мягкой, сочной зелени молодых, растущих растений. Соответственно шестая накшатра наделяет способностью экспансивного роста, энтузиазмом и стремлением к освоению новых пространств.



Ардра соответствует разуму, или способности к мышлению,  одной из главных черт человеческого существа, символом которой является голова. Основное свойство ума  способность к постижению сути вещей, к осмыслению. Ардра имеет отношение к осмыслению вещей как целого, без интереса к отдельным элементам. Еще одно свойство  способность к саморефлексии, осознанию себя и, соответственно, к приобретению внутреннего знания. Это прямое восприятие реальности, внутренней или внешней, которое нередко вступает в конфликт с прежде существовавшим знанием, ибо не признает его.

Узнав о факте своего существования под Мригаширой, под Ардрой личность погружается в исследования внутреннего и внешнего пространств  воспринимает вещи посредством ментальной активности, определяет для себя существующие отношения. Ум как бы налагает себя на воспринимаемые объекты, таким образом устанавливая с ними связь. Это мы называем способностью к рассудочной деятельности, рассудком или интеллектом. Воздушную, легкую природу рассудка можно сравнить со свежестью и новизной любого непосредственного (чистого) опыта, который подобен в этом первой любви. Как уже говорилось, эпитет «ардра» относится ко всему новому, свежему, еще не высохшему и не огрубевшему поддействием среды.

Все эти качества присущи рассудку и следуют из способности к прямому восприятию реальности любознательным умом, формирование которого отмечено предыдущей накшатрой Мригашира. Символизм Тараки, ставшего из преданного слуги безжалостным тираном, становится ясным, если представить интеллект как обоюдоострую шпагу. Если в процессе восприятия он не идентифицирует себя со своими объектами, ум способен открыть своему обладателю все тайны мира и обеспечить ему полное освобождение от материальных привязанностей. Такое состояние ума  цель всех садхан, или духовных практик. Этим, собственно, и занимался Тарака во время своего служения Браме, за что и получил свой исключительный дар. В противном случае ум способствует сосредоточению личности на своих потребностях и провоцирует неутолимое желание материальных благ. Символом этого, последнего, состояния выступает Тарака  мучитель богов.

Другие боги: