Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Господь Шива верховная творческая сила

Господь Шива  верховная творческая сила

В «Шива-Пуране» говорится, что Шукра родился из семенной жидкости Господа Шивы. Эту жидкость Шива излил тогда, когда загорелся страстью к пленительной форме (аватаре) Вишну, только что перед этим победившего и уничтожившего грозного демона. Эта форма была столь прекрасна и соблазнительна, что при виде ее Шива не смог сдержаться. Он излил свою жизнетворящую жидкость, и из нее восстал Шукра. Имя Шукра на санскрите имеет два значения. Первое  «семя», второе  «огонь» (Агни). Шива сам нарек Шукру, так как тог стал олицетворением его энергии, и указал ему править над асурами, то есть над множеством «отдельностей», а также управлять процессом воспроизводства.

В этом мифе мы видим намеки на то, какую роль Венера играет на подготовительной стадии творческого процесса  рождения мироздания. Итак, Господь Шива  это верховная творческая сила, Венера  олицетворение его творческой жидкости. Жидкость излилась, следовательно, имело место движение в нисходящем направлении. Это движение противоположно восходящему движению при пробуждении Кундалини у учеников, постигающих духовное знание. Нисходящее движение творческой жидкости проявляется в виде полового влечения. При этом возникает сильное эмоциональное желание физической близости. В противоположность этому, восходящее движение приводит к интеграции различных принципов души. Извержение семени произошло в тот момент, когда Шива оказался привлеченным одной из иллюзорных форм принципа сохранения, каковым является Вишну. И поэтому явившееся на свет в результате этого акта планетное божество вызывает притяжение к миру иллюзий, то есть к материальному миру, и желание участвовать в его делах. Последнее как раз и проявляется в форме сексуального импульса.

Знаменитая эпическая поэма «Хариванша» повествует о том, что Шукра однажды обратился к Шиве с просьбой защитить асуров от гнева богов. Чтобы заслужить благословение, он провел несколько тысяч лет висящим вниз головой, вдыхая дым от тлеющей соломы и исполняя тем самым мучительный обет. Боги воспользовались отсутствием Шукры и атаковали асуров. В этом сражении Вишну убил мать Шукры, и Шукра проклял его за убийство, наказав ему семь раз родиться среди людей. После этого Шукра вернул свою мать к жизни, так как знал нужную мантру. Охваченный страхом того, что Шукра сумеет закончить свое искупление и получить благословение Шивы, Индра подослал к нему свою дочь Джаянти, чтобы та соблазнила Шукру и отвлекла от цели. Джаянти не отходила от Шукры ни на шаг и ублажала его, как могла, однако он остался неколебим и закончил свое искупление. Несколько позже Шукра все же взял Джаянти в жены.

Этот миф еще раз подчеркивает заботу Шукры о подготовительных этапах творения. Господь Шива  это верховная сила, изливающая потоки жизненной энергии на все формы мироздания, будь то асуры или боги. Его безбрачные сыновья отказались участвовать в процессе проявления внешнего мира. С этой целью были созданы творцы или архитекторы Вселенной  Праджапати. Бхригу, отец Шукры, был одним из Праджапати. Экстернализация творческой энергии может только выиграть от увеличения числа индивидуальностей, вовлеченных в процесс. Вызвав к жизни побудительный творческий импульс, который представлен Венерой, Бхригу запустил процесс.

Чтобы дать требуемый импульс, Шукра прошел через искупление, подвесив себя вниз головой. Идея переворачивания вверх ногами довольно часто встречается в восточных духовных текстах. Например, Древо Жизни из Упанишад и Бхагавадгиты сравнивается с деревом Ашваттхой, которое растет корнями вверх, а ветвями вниз. Перевернутое дерево символизирует разграничение функций сознания, ума и материи. Смысл этого символа состоит в том, что корни проявленного находятся в непроявленном, в сфере тончайшего духа, а ветви  это не что иное, как разнообразие материальных форм. Нервная система человека  тоже перевернутое дерево, корнем которого служит головной мозг. Шукра, висящий вниз головой, чтобы защитить дайтьев, т. е. увековечить множество отдельностей, символизирует отношение между чистой субъективностью Непроявленного и объективностью многообразных и изменчивых жизненных форм.

Другие боги: