Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Ритуальный танец майя в царских надписях городища Яшчилан

Ритуальный танец майя в царских надписях городища Яшчилан

И колониальные, и современные этнографические свидетельства показывают, что танец был и остается важным явлением в культуре народов майя. Реконструкция ритуальных танцев - важная задача, стоящая перед исследователями культуры майя классического периода (250-900/1000 гг. н. э.). Вплоть до конца 80-х годов изучение классической традиции ритуального танца оставалось, главным образом, прерогативой специалистов по иконографии. Но с начала 90-х царские надписи становятся основным источником по ритуальному танцу, благодаря открытиям эпиграфиста Н. Грюбе, которому удалось прочесть блок T516a.103, как 'AK'OT-(ta) ('AK'-ta) 'ak'ot ('ak'ta') «танец» и классифицировать разновидности ритуальных танцев уже на основании письменных источников.

Значительное количество надписей (более 15), посвященных ритуальному танцу, происходят из городища Яшчилан (бассейн р. Усумасинта), бывшего столицей царств Сияхчан и Ках. Большинство текстов датируются второй половиной VIII в. н. э., когда неспокойная внутриполитическая обстановка в правление Яшун-Балама IV, пришедшего к власти после десяти лет «междуцарствия», требовала консолидации элиты, в том числе, посредством публичных ритуальных действ, основным из которых стал танец, запечатленный в изображениях и текстах на стелах и притолоках. Царские надписи Яшчилана представляют практически все основные разновидности ритуальных танцев: танцы с посохами «шукпи», «хасав-чан», «чак-кат» и танец «взятия кавиля».

Другие боги: