Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Восьмая накшатра

Восьмая накшатра

Восьмая накшатра занимает область с 3°20' по 16°40' Рака, управитель которого  Луна. Любопытным образом, с данной накшатрой ассоциируют бога Брихаспати, персонификацию Юпитера, хотя управляет Пушьей противник Юпитера  Сатурн, ответственный за все тамастические тенденции. Юпитер здесь в экзальтации. Одновременная связь восьмой накшатры с двумя крупнейшими противоборствующими силами Солнечной системы придает ей особый статус. Первичная мотивация накшатры  дхарма (честь или принцип). Основное качество на первичном уровне  раджас, на вторичном  саттва, на третичном  тамас.



Юпитер покровительствует расширению, он защищает и вскармливает своего подопечного, тогда как Сатурн оказывает конкретизирующее, конденсирующее и кристаллизующее влияние на аморфную материю. Совместное влияние двух планет стабилизирует процесс материализации и способствует образованию новых форм. На этой стадии субъективный аспект космической эволюции становится объективным в качестве архетипа. То есть накшатра Пушья связывает субъективную идею с объективным архетипом. Поэтому в первый раз в качестве символа накшатры появляется цветок, который суть законченное творение во всей своей полноте. Другие символы Пушьи  круг и стрела. Три названных символа отражают три особенности восьмой накшатры.



Интересен тот факт, что одним из символов Пушьи служит цветок, причем «цветок вообще», так сказать, абстрактный цветок, не обязательно лотос или что-то в этом роде. Заметьте: лотос  общепризнанный символ духовного совершенства. Он воспроизводит все основные черты своего создателя предшественника. О нем говорят, что лотос  это самое духовное из всех растений, что он  «дитя Вселенной, несущее в сердце образ своей матери». Про «просто цветок», «цветок вообще» такого не говорят. Но зато его сравнивают с алхимическим тиглем, в котором «низкий металл»  олово или свинец,  превращается в благородное золото. Цветок символизирует раскрытие внутренних задатков и возможность достижения архетипа, преобразование субъективного, скрытого внутреннего совершенства и симметрии в объективную, реальную красоту. С другой стороны, цветок является символом «бифоса», таинственных глубин, где лежат в готовности к проявлению бесчисленные потенциальные возможности. Образ цветка  это распространенный способ представления Хираньягарбхи  лучистого или «золотого» яйца, либо некой эфирной материи, из которой образовалась Вселенная.



К этому моменту формообразующая фаза космической идеа-ции уже позади. Все идеи конкретны, архетипы сформированы. Все идеальные образы, подлежащие актуализации, легли на дно Материнской Утробы. В символе цветка отражен факт существования у каждой личности судьбы и предназначения, к исполнению которых следует стремиться. Заметим, что этот символ более подчеркивает сам акт цветения, нежели факт достижения совершенства.

Другие боги: