Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Апостол Фома был близнецом Христа



Апостол Фома был, как известно, одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам этот апостол отличался крайне скептическим умом и ничего не принимал на веру...Когда соратники Христа рассказали Фоме, что распятый на кресте Иисус воскрес, он отказался этому верить.Услышав от учеников про воскресшего Учителя, он разразился следующей тирадой: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Иными словами, апостол показал себя человеком здравомыслящим, что крайне не понравилось остальным. В отличие от Фомы ученики видели чудеса даже там, где их, как он твердо знал, не было. Но Евангелия сообщают, что Иисус все же явился недоверчивому апостолу и даже позволил ему вложить пальцы в свои раны. Убедившись, что Учитель вовсе не бесплотен, а раны самые что ни есть настоящие.


Фома поверил и в возможность воскрешения, и в то, что это и на самом деле Иисус. Но с тех пор за ним закрепилось прозвище «неверующий», или «неверный», которое преследует Фому почти что две тысячи лет. Однако неверующим и неверным апостол был назван, скорее всего, по иной причине.Церковь с удовольствием бы вымарала    СуМ имя апостола Фомы из   евангельских текстов, если бы это было возможно. Этот нечестивец не только пихал пальцы в раны Иисуса, но и утверждал, что он Дидим, то есть близнец самого Христа! Даже в выпотрошенных богословами четвертого века Евангелиях сохранилось упоминание, насколько Фома был похож на Иисуса   их легко можно было перепутать.

К четвертому веку события времен Христа давным-давно стали историей. Почти все они благополучно забылись. И если первые христиане именовали Фому Дидимом, то христиане четвертого века знали его только как Фому - в греческой транскрипции имени, или Томаса - в латинской. Хотя и греческий Фома, и латинский Томас на древнеев-рейском обозначают Т'ома  то же самое, что и Дидим  Близнец. Но ведь полное имя апостола звучало как Иуда Фома, иными словами, нашего Фому звали на самом деле Иудой-близнецом, то есть Дидимом. Чьим Дидимом? Страшно выговорить...

Прозвища Дидим старались избегать, и если оно всплывало случайно, то и объяснялось просто - якобы апостол родился под астрологическим знаком Близнецов. Его имя, Иуда, данное в честь отца как старшему из близнецов, исчезло. Он стал просто Фомой. Ему даже определили место рождения - город Па-неада в Галилее - и профессию - рыбак. Там, в Галилее, по Евангелиям, Фома впервые услышал проповеди Иисуса, сразу присоединился к Учителю и не покидал его до самой смерти. Вместе с Учителем он ходил в дом Лазаря, присутствовал на Тайной Вечере, потом случилась эта история с воскрешением Христа и сомнениями Фомы. Больше о нем в Евангелиях нет ни строчки.По Житиям Фома был ровесником Иисуса, присоединился к нему в возрасте 29 лет, имел жену и четверых детей. Жена попалась Фоме вредная и сварливая, из-за этого он был постоянно мрачным и думал о смерти. Покинув семью, Фома сразу же полюбил Учителя. С другими учениками отношения были у него сложные - Фома был пессимистом и все подвергал сомнению. Объединяла их только любовь к Иисусу. Иисус выделял Фому среди прочих апостолов, хотя понимал, что тот проверяет веру логикой.

Житийная литература превратила Фому в мученика за веру. В «Деяниях Фомы» ему приписывается основание в Индии семи церквей.После смерти Учителя Фома как верный ученик отправился проповедовать его идеи в далекую Индию. Причем он выдал себя за архитектора, который якобы мог возвести для индийского царя великолепный дворец. Но в Индии, вместо того, чтобы строить палаты, Фома стал раздавать выделенные на строительство деньги всем нуждающимся. Не забывал он и проповедовать. Разумеется, Фома так ничего и не построил, кроме «небесных палат», то есть здания веры. К этому времени у Фомы было уже немало последователей. Даже сам царь Гондофар проникся христианским духом и крестился вместе со своим братом. Но появились и враги, не желавшие отказываться от язычества. Фома был обвинен в убийстве какого-то юноши и несоблюдении местных обычаев, его заточили в темнице и затем закололи копьями на горе в Ченнаи. Апостол показал необычайную твердость веры: он не поклонился языческим богам даже под угрозой смерти. Гора, где погиб апостол в семидесятые годы первого века, называется с тех пор горой Святого Фомы.


Когда церковные власти отбирали тексты для включения в Новый Завет, они оставили только четыре Евангелия - от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Их назвали каноническими, то есть - соответствующими догматам. Житийные тексты, конечно, среди канонических не числятся. Но не числятся среди узаконенных «правильных» текстов и Евангелия, которые принято называть гностическими. Одно из этих Евангелий приписывается Фоме, а точнее (как указано в первой же его строке), Ди-диму Иуде Фоме - таково его настоящее имя.Широкой публике содержание этого любопытного текста стало известно только в наши дни. Евангелие от Фомы записано в виде диалога Иисуса с учениками. Апостолы спрашивают его о сущности ученичества, веры, жизни после смерти, о Царстве Небесном. Иисус отвечает притчами и афоризмами. Эти ответы совершенно не вяжутся с церковной догматикой. На вопрос, попадут ли ученики в Царствие Небесное, Иисус пообещал, что попадут, когда двое станут одним, наружное - внешним, внешнее - наружным, мужчина - женщиной, а женщина - мужчиной, то есть по сути -никогда. А точнее, Небесного Царствия достигнут только те, кто преодолеет препоны материального мира.Так что не удивительно, что вскоре Евангелие от Фомы было запрещено.


Но кроме сугубо философского текста Фоме приписывался еще один опус, совсем уж неудобный и неприятный - так называемое Евангелие детства. В этом сочинении Фома Израильтянин (скорее всего, и не наш апостол, но тоже Фома) рассказывал о выпавшем из канонических Евангелий периоде жизни Иисуса. И, исходя из текста, в детские годы Иисус был злым и жестоким ребенком, он совершенно не различал добра и зла. На одного сверстника, случайно разлившего воду, пятилетний Иисус наслал проклятие, от которого тот усох и умер. А когда в дом Иисуса пришли родители другого убитого им мальчика, он их ослепил. Иосиф отодрал Иисуса за ухо, а потом был вынужден определить его в учение. Учитель отказался от мальчика, но признал, что тот наделен нечеловеческой мудростью и магическим даром. В шесть лет Иисуса отдали другому учителю, который не знал, что мальчика следует опасаться. Отвесив ему оплеуху, учитель упал бездыханным в ту же минуту. Все стали бояться Иисуса - то, что вызывало у него гнев, становилось причиной смерти. Вскоре соседи перестали Иисусу перечить, тогда он начал их защищать и исцелять. Он воскресил мальчика, упавшего с крыши, исцелил больного младенца, спас от змеиного укуса своего брата Иакова... Гнев, который временами на него накатывал, он старался обращать на неживую природу.Но такой образ Иисуса, вызывающего страх, наделенного к тому же колдовскими способностями, меньше всего был нужен отцам церкви!