Карта сайта
Пантеон богов майя. Теологические исследования. Культура и архитектура майя.

Скифы-массагеты приносили в жертву своих престарелых родителей



Этот народ, кочевавший когда-то на территории Южного Казахстана, Киргизии и прилегающих регионах Средней Азии, навсегда исчез в глубинных пластах истории. Однако это единственная группа кочевников, о жизни которой в середине I тысячелетия до н. э. имеются более или менее значительные письменные источники. Древнейшие известия о многочисленных скифских племенах содержатся еще в персидских клинообразных надписях. Но восточные авторы не знали названий «скиф» и «массагет». Отец истории Геродот (V в. до н. э.) отмечал, что «персы всех скифов называют саками». О религии массагетов почти ничего не известно. До нашего времени дошли лишь сведения, что они поклонялись солнцу и приносили в жертву лошадей. Геродот также описывает странный обычай, подразумевающий ритуальный каннибализм: «Когда человек достигает преклонного возраста, его родственники собираются вместе и приносят его в жертву вместе с животными; потом они варят мясо и поедают его».


Первым, кто решился покорить кочевников, был основатель державы Ахеме-нидов - знаменитый царь Кир Великий. Завоевав всю Переднюю Азию и сокрушив могущество Вавилона и Лидии, Кир объявил себя «царем четырех стран света и Вселенной». Готовясь к походу в Египет, персидский владыка решил обезопасить свои восточные границы, а заодно и прославить себя еще одной легкой победой над полудикими соседями. Мнивший себя сверхчеловеком, которому всегда сопутствует удача, Кир решил покорить скифов Средней Азии без боя. Для этого он отправил к вдовствующей царице массагетов Томирис послов с предложением сватовства. Но, благоразумно рассудив, что Киру нужна не она, а ее царство, царица отказалась от этого «лестного» предложения. У персидского царя остался один путь - война. На границе скифских земель стала концентрироваться персидская армия.

В 529 г. до н. э. войско персов подошло к реке Араке и начало строить понтонные мосты для переправы. Наблюдавшая за приготовлениями персов Томирис отправила Киру гонца. Она предложила царю персов отступиться от своего намерения и сохранить шаткий мир. На военном совете мнения персидских военачальников по этому поводу разделились. Последнее слово осталось за Киром, и он принял решение перейти в скифскую землю, ибо не пристало живому богу отступать перед женщиной. Переправившись через Араке, Кир применил тонко рассчитанную военную хитрость. Пройдя немного вперед, он оставил в степи слабосильных и неопытных воинов, приказав приготовить для них роскошное угощение. Для этого было приготовлено множество заморских яств и выставлено огромное количество сосудов для вина. После этого под видом вылазки царь с лучшей частью войска отступил обратно к реке и принялся ждать.

Расчет был точен. Уверенные, что персидский царь бежал и его лагерь остался им в награду, массагеты стремительно ворвались в него и, несмотря на ожесточенное сопротивление персов, перебили оставленных воинов. Увидев же захваченные яства, они сразу же уселись пировать. Однако бесстрашные кочевники не знали коварства винных напитков и быстро опьянели. Этого момента только и ждал Кир. Он сразу же обрушился на лагерь. Большая часть массагетов была перебита, другие попали сонными в плен. Пленен был и сын царицы Томирис -Спаргапис. Обезумевшая от отчаяния мать прислала Киру очередное грозное послание, в котором потребовала освободить сына, захваченного в плен таким недостойным способом. Проклиная виноградную лозу, лишающую людей рассудка, Томирис поклялась, что если Кир не выполнит ее требования, она напоит его человеческой кровью и таким образом утолит его кровожадность.

Плен считался у массагетов высшей степенью позора. Поэтому, когда Спаргапис осознал, что он в руках врагов, то попросил хотя бы освободить его от оков. Когда это было исполнено, юноша сразу же наложил на себя руки. Узнав об этом, Томирис собрала все оставшиеся силы и напала на персов. И та, и другая стороны дрались с крайним мужеством, презирая смерть. Когда был исчерпан запас стрел, в ход пошли копья, мечи и кинжалы. Но одолеть массагетов в открытом бою было практически невозможно, и в итоге почти все персидское войско пало на поле битвы. Погиб и сам Кир. Томирис приказала найти тело персидского царя. Ее телохранители отсекли Киру Великому голову и бросили ее к ногам царицы. Приподняв голову за волосы и посмотрев в мертвое лицо когда-то непобедимого владыки, Томирис засунула ее в мех для вина, заполненный человеческой кровью. Таким образом, она исполнила свою клятву -напоила Кира досыта тем, к чему он так безрассудно стремился.

Союз сакских и массагетских племен был весьма силен в военном отношении. Набеги этих кочевников постоянно угрожали цветущим земледельческим оазисам Средней Азии. Одновременно они держали в постоянном напряжении восточные границы Мидийского царства, а затем и Персидской державы Ахемени-дов. Беспокойное соседство постоянно сопровождалось малыми и большими войнами, столкновениями и набегами. Однако из этих непростых отношений в истории остался лишь бесславный поход Кира и кровавая месть Томирис.